Особенности физического развития детей дошкольного возраста
Рациональное физиологически и гигиенически обоснованное физическое воспитание невозможно без учёта основных биологических закономерностей формирования детского организма.
Характерным для детей 3-6 лет является незавершенность процессов развития, определяющая специфику реакций детского организма на внешнее воздействие. На данном возрастном этапе происходит совершенствование физических возможностей детей. Физическое развитие характеризуется значительным изменением длины и увеличением массы тела.
В результате неравномерного роста головы, туловища, , мышечная система.Однако позвоночник, несущий опорные функции, почти целиком состоит из хрящевой итенсивнно формируется опорно-двигательный, свяконечностей заметно меняются пропорции тела. Изочный аппарат ткани, мышечный корсет слаб. Несоблюдение гигиенических условий, несоответствующие возрасту физические нагрузки и др. могут легко привести к нарушениям осанки. Стопа ребенка за счет плотной жировой прослойки имеет уплощённый вид. При подборе физических упражнений воспитатель должен учитывать указанные особенности формирования стопы, в целях профилактики развитияплоскостопия исключить резкие точки во время приземления при прыжках. К 6-7 летнему возрасту стенки костей достигают толщины, обеспечивающей довольно высокую сопротивляемость механическим воздействиям. Поэтому для данного возраста рекомендованы элементы акробатики, гимнастики, единоборств, спортивного танца
Двигательное развитие детей.
В 3 года у ребенка не сформированы произвольные движения, только начинает формироваться способность их координировать, движения носят подражательный характер.
Главная задача двигательного развития ребенка 3-го года жизни –освоение и совершенствование новых видов движений, особенно пальцев рук и кисти, закрепление и совершенствование навыков основных видов движений: ходьбы, бега, прыжков, подбрасывания и ловли мяча.
К 4-5 годам у детей отмечается большой запас разнообразных движений, возникает стремление к новым упражнениям, подвижным играм. Двигательное развитие ребенка 4-го года жизни направлено на освоение движений, главным образом из арсенала спортивного характера, с постановкой конкретной цели: пробежать быстрее, метнуть далеко и т.д. Обращается внимание на освоение элементов техники бега, прыжка, элементов игры с мячом руками и ногами, катания на лыжах, плавания.
Основная направленность физической подготовки детей 5-го года жизни—освоение сложных упражнений, которые способствуют выработке умения правельно, в соответствии с заданием перемещать тело в пространстве, точно воспроизводить заданные траектории, направление, скорость и темп движений. Значительное место занимают упражнения, направленные на силовую подготовку мелких мышц, управляющих движениями кисти, стопы, голени, предплечья, упражнения, способствующие освоению отдельных элементов спортивных движений, развивающие физические качества.
К 6 годам движения становятся все более осознанными. Это период становления произвольной двигательной функции. Дети хорошо владеют основными движениями, осваивают различные спортивные упражнения, элементы спортивных игр. В этом возрасте все большее место занимают тренировки отдельных физических качеств испособностей. Акцентируется развитие быстроты и выносливости, а также овладение детьми более сложными видами движений из арсенала спорта. Важно максимально использовать данный возрастной период для обучения детей различным формам двигательной активности.
Физические качества дошкольника.
Освоение двигательных навыков тесно связано с выработкой физических качеств, определяющих всестороннюю физическую подготовленность ребенка, умения в управлении двигательными действиями. К основным двигательным качествам относятся сила, ловкость, быстрота, выносливость и др.
Под силой, как физическим качеством, понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление в процессе двигательной деятельности за счет мышечных напряжений. У детей показатели силы с взрастом увеличиваются более чем в два раза. Достоверное увеличение становой силы отмечается через двухгодовой интервал: в 4-6 лет и 5-7 лет. После 5лет происходит некоторое снижение темпов прироста большинства показателей.
Огромное значение в воспитании двигательных способностей дошкольников отводится ловкости-способности быстро овладевать новыми движениями. Ловкости у дошкольников нужно воспитывать с 5-7 лет. В этом возрасте дети обнаруживают наиболее высокие показатели точности движения и почти в 2 раза точнее, чем дети 4 лет, воспроизводят временные параметры. При этом у девочек темпы прироста показателей ловкости несколько выше, чем у мальчиков.
Быстрота, как физическое качество, характеризует способность человека осуществлять движения с определенной скоростью. Она проявляется в быстрой реакции на сигнал к действию, быстроте одиночного движения, способности увеличивать в короткое время темп движения, чатоте циклических движений. Одним из компонентов скоростных качеств у дошкольников является максимальная скорость бега.
Выносливость - это способность человека совершать мышечную работу заданного характера в течение возможно более длительного времени без снижения ее эффективности. Физиологическая сущность качества выносливости заключается в способности организма противостоять утомлению. Основным измерителем выносливости является время, в течение которого выполняется работа заданной интенсивности. Она зависит от техники овладения движениями, уровня развития быстроты, силы, ловкости.
раскрыть » / « свернуть